Организационный компонент

Организационные способности служат не только организации процесса обучения в вузе, но и самоорганизации деятельности преподавателя. Организаторская деятельность современного ученого предполагает его включение во взаимодействие не только в объектом исследования, но и с другими учеными, участвующими совместно с ним в исследовании или изучающими смежные науки. Организаторские общие способности исследовались Л. И. Уманским[12]. Он выделил 18 типичных организаторских качеств личности:

1. способность "заряжать" своей энергией других людей;

2. способность находить наилучшее применение каждому человеку;

3. психологическая избирательность, способность понимать и верно реагировать на психологию людей;

4. способность видеть недостатки в поступках других людей — критичность;

5. психологический такт — способность установить меру воздействия;

6. общий уровень развития как показатель сообразительности, разности общих чувственных способностей человека;

7. генициативность — творческая и исполнительская;

8. требовательность к другим людям;

9. склонность к организаторской деятельности;

10. практичность — способность непосредственно, быстро и гибко применять свои знания и свой опыт в решении практических задач;

11. самостоятельность в отличие от внушаемости и слепой подражательности;

12. наблюдательность;

13. самообладание, выдержка;

14. общительность;

15. настойчивость;

16. активность;

17. работоспособность;

18. организованность.

Организаторские способности проявляются в умении организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность студентов, сплотив вокруг научной проблемы надежных помощников, единомышленников.

Доктора наук. как показывают исследования[13], лучше других умеют организовать изучение объектов исследования, публикацию полученных результатов, индивидуальную научную работу студентов, свое время, себя. Кандидаты наук хорошо умеют организовать коллективную научно-исследовательскую работу студентов, устанавливать взаимный контроль, дать критику и оценку результатов исследования, развернуть взаимный обмен научной информацией и опытом владения наукой.

Преподаватели без ученых степеней умеют организовать изучение объектов, наблюдение, стремятся к взаимному обмену научной информацией, охотно включаются в комплексные исследования.