К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке

Проблема подготовки современного учи­теля — одна из важнейших социально-пе­дагогических проблем. Раз­рабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушин­ский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.

В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде ста­тей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших на­ставников, специально подготовленных к ис­полнению своих обязанностей»

Понятие «народный учи­тель» в профессиональном смысле отсутст­вовало, поскольку не существовало и на­родной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немного­численных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.

В статье «О пользе педагогической ли­тературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, пока­зать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народ­ного учителя и сформулированы основные требования к нему. Прежде всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: « .влияние лич­ности воспитателя на молодую душу со­ставляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой нака­заний и поощрений».

В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного зна­чения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя . посредником между всем, что было благородного и вы­сокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».

Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серь­езные требования к нему. Одним из важ­нейших качеств, которым должен обла­дать учитель, является убеждение;_У_читель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога чело­веческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.

Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя яв­ляются знания, и не только преподавае­мого предмета, но и специально педаго­гические. Природные воспитательные та­ланты, которые сами прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и уме­ние преподавать и действовать преподава­нием на умственное и нравственное раз­витие детей могут быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями». Ушинский разработал вопрос о раз­личных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точны­ми и определенными знаниями по тем нау­кам, которые он будет преподавать.

Для народного учителя, писал К. Д. Ушин­ский, необходимо всестороннее широкое образование.

Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания наук в учи­тельской семинарии, Ушинский вместе с тем придавал большое значение специаль­ной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руко­водить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привле­чения их активного внимания.

Перейти на страницу: 1 2