Исследование  ценностных ориентаций у учащихся старших классов.

В реальности девушки как математического так и филологического классов на первое и второе место ставят ценности «Любимый человек» и «Верный, надежный друг, хорошее с ним взаимопонимание» соответственно. На третьем месте мы видим разные ценности. Девушки 10-го математического выбирают ценность «Сделать из себя настоящего человека», а из 10-го филологического - «Авторитет и уважение товарищей».

Таким образом, мы еще раз убедились, что в возрасте 15-17 лет наибольшее значение имеют любимые люди и друзья. Эти ценности являются главными в настоящее время.

Во второй графе, названной «мечты» на первое место учащиеся обоих классов ставят ценность «Верный, надежный, преданный друг, хорошее взаимоотношение с ним». Подростки в мечтах представляют с друзьями, на первый план выходят хорошие взаимоотношения с ними. На втором месте мы наблюдаем различие в выбранных ценностях: у математического класса это по-прежнему «Верный, надежный, преданный друг», а у филологического класса ценность «Сделать из себя настоящего человека». Третье место у девушек математического класса занимает ценность «Любимый человек», а у девушек филологического класса – «Любимая и интересная работа». Следовательно, девушки филологического класса чаще задумываются о работе, профессии, которой они будут заниматься в будущей жизни.

И, наконец, третья графа «Необходимо для будущей жизни». Здесь картина изменится коренным образом. Девушки 10-го математического на первое место ставят «Любимая и интересная работа», тогда как девушки 10-го филологического ведущей ценностью определяют «Верный, надежный, преданный друг». На втором месте у филологического класса – ценность «Сделать из себя настоящего человека». Математический класс на второе место поставил «Хорошие взаимоотношения с друзьями». И, наконец, на третьем месте ценность «Целеустремленный, волевой человек» - у 10-го математического класса, и «Любимый человек» у 10-го филологического класса.

Можно сделать вывод, что девушки 10-го математического класса ведущими выделяют ценности социальной успешности индивидуальной самореализации. А у девушек 10-го филологического ведущими являются ценности социального взаимодействия и ценности личностного счастья.

Следующим этапом нашего исследования было изучение ценностных ориентаций мужского пола - учащихся Омского колледжа транспортного строительства. Данное исследование было проведено в декабре 2001 года. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей пола - учащихся Омского колледжа транспортного строительства

Реальность Мечты Необходимость

1

Сделать из себя настоящего человека

Любимая и интересная робота

Любимая и интересная робота

2

Верный, надежный и преданный друг

Верный, надежный и преданный друг

Дело, которое будет самым важным в жизни

3

Любимая и интересная робота

Сделать из себя настоящего человека

Иметь средства для развлечения

В реальности юноши на первое место ставят ценности «Сделать из себя настоящего человека»; на втором месте – «Верный, надежный и преданный друг», на третьем – «Любимая и интересная робота». Уже в реальности юноши задумываются о своей будущей работе

В графе мечты на первое место поднимается – «Любимая и интересная робота», которая в реальности была на последнем месте. На втором месте по-прежнему остается ценность «Верный, надежный и преданный друг». И на последнее место ставится ценность «Сделать из себя настоящего человека», которая располагалась в реальности на первом.

И, наконец, в графе «Необходимо для будущей жизни», на первом месте - «Любимая и интересная робота», на втором месте «Дело, которое будет самым важным в жизни», на третье место юноши определяют ценность, которая раньше не была ими выделена: «Иметь средства для развлечения».

А теперь проведем сравнительный анализ ценностных ориентаций у юношей и девушек. Для того, чтобы иметь возможность провести сравнительный анализ ценностей выбранных ребятами, результаты исследования и девушек были систематизированы. Баллы, полученные каждой ценностью в 10-м математическом, были суммированы с баллами, полученными ценностями в 10-м филологическом. Результаты были представлены в сравнительной таблице 3, которую мы сейчас рассмотрим.

Перейти на страницу: 1 2 3 4