Общие аспекты изучения ценностных ориентаций (из опыта исследователей).

2. социальные фиксированные установки (аттипюды);

3. базовые социальные установки;

4. ценностные ориентации личности.

В рамках этих представлений можно предположить иерархию диспозиций.

Рассмотрим ряд рабочих понятий. Условно медиатекстом названа представленная в определенной симпатической системе содержательно - формирующую единицу социакультурной информации, отличающуюся автономностью, целостностью и композитной завершенностью. Тогда к медиактам можно отнести конкретную передачу ТВ или радио, газетный или журнальный материал, телефильм и другие.

Любое СМК отличается структурной функциональной автономностью и имеет название: телеканал «РТР», радиостанция «Маяк», газета «Омский вестник» и тому подобное. В определенных случаях СМК может содержать в себе только один медиатекст, совпадая с ним по названию. Пример: изданный отдельной книгой роман «Идиот» С.М. Достоевского. Все множество видов СМК – медиальный круг. Все медиатексты и СМК названы полем медиаобъектов. В поле медиаобъектов человек выстраивает систему личностных ориентаций (МК - ориентации), которые позволяют ему обеспечить регуляцию своего поведения относительно этого пола. Как и в общем случае, в ситуации обращения к СМК возникает иерархия диспозиций – уровней отношений, корреспондирующих с различных уровней поле медиаобъектов. Предположили, что низшим диспозиционным уровнем здесь является отношение к конкретному медиатексту – трансляции конкретных передач, газетных статей и тому подобное – которые, являясь единичным актом, соответствуют разряду сетов, то есть элементарных фиксированных установок.

Методически в анкетных опросах номинальные предпочтения определяются вопросами типа: «запишите, пожалуйста, ваших любимых телепередач». Как правило, подростки, отвечая на этот вопрос, упоминают не отдельные выпуски, а целые рубрики, что позволяет замерить номинальные предпочтения аттитюдного уровня. В этом исследовании в случае номинальных предпочтений ограничились изучением лишь аттитюдного уровня. Ориентации на тот или иной вид СМИ названы медиальными. Ориентации на тот или иной тип медиатекстов обозначают как жанрово тематические.

Итак, м-к ориентации проявляются на уровне номинальных предпочтений; медиальных ориентаций; жанрово-тематических ориентаций. Таким образом, рассматриваемая в исследовании проблема переходит в план конкретизации характера связи между ценностными ориентациями личности и двумя более низкими уровнями личностных диспозиций.

Ценностные ориентации личности в данной работе понимаются как направленное «отношение личности к целям жизненным и средствам удовлетворения этих целей, детерминирующим общим социальным условием, типом общества, системой его экономических, политических, идеологических принципов».

Это понятие столь многогранно, а «царство ценностей»

Столь обширно, что всякий раз эмпирической исследование ценностных ориентаций удается провести лишь в достаточно узких рамках. В данной работе сужен ценностно-0ориентационный спектр до двух списков ценностей, предпочитаемых М. Рокичем, что, бесспорно, накладывает существенные ограничения на результаты исследования, поскольку списки Рокича сформированы им в социально-культурном хронотипе и отличаются характерной «аксиологической» приземленностью. Как известно, первый из этих двух списков (А) содержит 18 терминальных ценностей. То есть ценностей – целей жизнедеятельности. Второй список (В)содержит 18 инструментальных ценностей, то есть ценностей-средств для достижения жизненных целей.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9