Общие аспекты изучения ценностных ориентаций (из опыта исследователей).

Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших классов занимались многие ученые: А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие.

В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностей характерной чертой психологического аспекта их изучения является дифференцированность объектов по их ценностному значению внутри одного и того же вида, группы, класса ценностей и связан­ная ,с этим их конкретизация и иерархизация (см., например: Ю. М. Жуков, 1976; Е. С Махрах, 1975;и др.).

Специфичность осознания объектов социальной дейст­вительности .как ценностей предполагает н наличие осо­бых психологических- механизмов их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психи­ческой деятельности, как оценочная деятельность индиви­да! направленная не только на восприятие и усвоение объективно содержательной стороны предмета (так назы­ваемое знание факта, по В. П. Тугаринову, 1968), но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п. для удов­летворения потребностей и интересов личности, для реали­зации целей ее деятельности. В результате происходит осознание индивидом ценности объекта социальной дей­ствительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему — ценностное отношение (В. Н. Мясищев, 1960).

Осознание ценности предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психо­логическим механизмом, формирующим те или иные пред­почтения личности, по характеру и направленности ко­торых можно определить и -особенности ее ценностных ориентации.

Таким образом, можно сформулировать два основ­ных методологических принципа психологического иссле­дования ценностных ориентации. Во-первых, рассмотрение системно-ценностного подходя как

результата освоения учащимися общественных

явлений окружающей действительности с позиции ценностей. Во-вторых, представление о формировании и функционировании ценностных ориен­тации личности как процессе, в основе которого лежит особый вид психической деятельности — оценочная деятельность, направленная на осознание ценностного значе­ния этих явлений.

Эти методологические принципы лежат в основе экспериментальных методик, изучающих особенности фор­мирования ценностных ориентации. Следует отметить, что один из существенных недостатков традиционных мето­дик выявления ценностных ориентации заключается в том, что полученные с их помощью данные позволяют су­дить лишь об общих тенденциях направленности пред­почтений учащихся. Причины формирования тех или иных предпочтений и лежащие в их основе психологические механизмы, а следовательно, и ценностные ориентации остаются, как правило, вне поля зрения исследователя. Так, например, традиционными методическими средствами трудно выявить, в какой степени предпочтения личности действительно являются критериями при ориентировке человека в мире ценностей и какова степень устойчи­вости этих предпочтений.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6