Изучение содержания работы по формированию грамматического строя речи. Анализ учебных программ и учебников русского языка.

На первом этапе обучения программа раздела "Формирование грамматического строя речи" включает в себя 17 основных тем, распределенных по годам обучения и четвертям каждого учебного года.

Расположение всех основных тем в учебной программе строится на базе первой изучаемой детьми темы "Понятие о предмете и действии и его выражение в языке" (1 класс, 2 четверть). Вся система изучаемых в дальнейшем понятий опирается на знания, полученные учащимися при изучении этой темы. Вся система понятий планируется таким образом, что основой каждого последующего понятия является предыдущее, уже осмысленное и усвоенное учащимися понятие. Результатом такого планирования является последовательное усложнение и расширение изучаемого материала. Эту последовательность К.Г.Коровин наглядно отразил в схеме:

СХЕМА 1

Кто? Что делает?

Что? Что делает?

Понятие о предмете

и действии

 

Что? (Кого?)

Кто? Что делает?

Понятие

о переходности

действия на предмет

 

Кто? Что делает? Что?

Что? Что делает?

Куда? Где?

Понятие о выражении

пространственных

отношений

 

Кто? Что делает? Что?

Чем?

Понятие об орудийности действия

Наиболее объемные из 17-ти основных тем подразделяются на ряд подтем, изучаемых в определенной последовательности в зависимости от их сложности и места в программе всего раздела. Например, тема "Понятие о способах выражения пространственных отношений" состоит из одиннадцати подтем, изучаемых на протяжении всего первого этапа обучения, (т.е. с 1 по 3 класс). Тема "Понятие о признаках предметов и их обозначение в языке" содержит в себе шесть подтем, последовательно изучаемых во 2 и 3 классах:

Предложения со словами, обозначающими признаки предметов

- словосочетания прилагательных с существительными в именительном падеже единственного и множественного числа - 2 класс 1 четверть,

- словосочетания притяжательных прилагательных с существительными в именительном падеже - 2 класс, 2 четверть,

- словосочетания прилагательных с существительным в дательном, винительном и творительном падежах - 2 класс, 3 четверть,

- словосочетания порядковых числительных с существительными в именительном падеже - 2 класс, 3 четверть,

- словосочетания притяжательных местоимений с существительными в именительном падеже - 2 класс, 3 четверть,

- словосочетания прилагательных с существительными в винительном, творительном и предложном падежах (уточнение пространственных отношений в словосочетаниях с предлогами в, на, под, за) - 3 класс, 4 четверть. Эта тема является одной из наиболее сложных для понимания и усвоения слабослышащими детьми и такое последовательное ее изучение позволяет учащимся более полно и осознанно овладеть соответствующими особенностями грамматического оформления предложений.

В программе раздела "Формирование грамматического строя речи" отражены как теоретические, так и практические задачи обучения. Решение этих задач происходит на специфических уроках формирования грамматического строя речи в ходе выполнения учащимися системы тренировочных упражнений. Практические упражнения, используемые на уроках формирования грамматического строя речи, широко представлены в современных учебниках русского языка для 2 и 3 классов 2 отделения школы слабослышащих. Поэтому следующим этапом нашего изучения содержания работы по формированию грамматического строя речи является анализ учебников русского языка.

Перейти на страницу: 1 2 3