Введение

Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем речевого развития слабослышащих.

В современной сурдопедагогике решение этой проблемы осуществляется с учетом закономерностей речевого развития детей в норме на этапе онтогенеза. А.Н.Гвоздев в своих исследованиях, посвященных этому вопросу, выделяет два этапа формирования грамматического строя речи.

Первым является этап практического овладения грамматическим строем в ситуации речевого общения, на котором формируется языковое чутье.

На втором этапе происходит осознание ребенком языковых закономерностей, что предполагает использование различных упражнений по совершенствованию языковых навыков.

Однако речевое развитие слабослышащих детей имеет ряд специфических особенностей, которые и определяют методику работы по формированию грамматического строя речи.

Характерные черты речевого развития слабослышащих раскрыты в исследованиях Р.М.Боскис, К.Г.Коровина, А.Г.Зикеева.

В работах Р.М.Боскис и К.Г.Коровина определены особенности грамматического строя речи слабослышащих, отличительной чертой которого является наличие ряда аграмматизмов.

Подобные нарушения могут быть исправлены только в результате специально организованной практической работы.

На основе трудов Р.М.Боскис, К.Г.Коровина, А.Г.Зикеева было разработано методическое обоснование системы практического овладения грамматическим строем языка, нашедшее свое отражение в практических пособиях А.Г.Зикеева и К.Г.Коровина, и в учебниках русского языка (А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, 1968, 1969, Т.А.Абрамова, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, А.Г.Котенко, 1982, 1988).

Формирование практических грамматических умений осуществляется на специфических уроках формирования грамматического строя речи. Их цель - практическое усвоение, конкретизация и автоматизация у слабослышащих учащихся грамматических закономерностей и обобщений.

Е.Е.Вишневская выделяет три типа уроков формирования грамматического строя речи:

- уроки знакомства с новым материалом (с новым видом грамматического обобщения)

- уроки закрепления практических грамматических умений

- уроки повторения и контроля усвоения грамматических обобщений и практических умений.

Наиболее значимыми для формирования практических грамматических умений являются уроки закрепления, предполагающие автоматизацию и конкретизацию изученных грамматических закономерностей и обобщений в системе тренировочных упражнений.

Изучению особенностей формирования практических грамматических обобщений в системе тренировочных упражнений на уроках закрепления посвящена наша работа.