Кроссворды, чайнворды, ребусы.

Не менее интересным занятием для школьников стали разгадки кроссвордов, чайнвордов, ребусов и различного рода головоломок.

Методики их создания зависит от характера игры. Например, в кроссворде(словопересечение) делается такой подбор слов, чтобы при пересечении их можно было прочесть слова другого значения.

Чайнворд

образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним. Иногда кроссворд составляется в чайнворде, что придает игре особую форму (примеры таких игр см. Приложение 4).

Во всех случаях такие игры-задачи требуют от учащихся определенных знаний, заставляют их искать ответы в научной и справочной литературе, что положительно сказывается на развитии школьников. Еще больше пользы будет тогда, когда учитель направит деятельность учащихся на составление подобных игр. В таком случае составителю придется изучить много литературы, сделать подбор материала по теме, определить форму и основное направление игры. То, что учащимся основательно проработано, долго сохраняется в его памяти.

Совсем в другом плане составляются и разгадываются ребусы

. Это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила.

Разгадывание кроссвордов, чайнвордов и ребусов можно с успехом применять и при повторении практически любой темы курса ботаники или зоологии. При этом учащимся можно дать как готовые головоломки по изучаемой теме, так и предложить им самим составить собственные.

УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ.

Познавательные игры по биологии, имеющие большое значение в развитии познавательных интересов учащихся, могут быть использованы не только во время проведения внеклассной работы, но и непосредственно на уроках.