Биологические викторины.

Большой популярностью среди школьников пользуются различного рода биологические викторины. Эта игра проводится по-разному, но во всех случаях она активизирует мыслительную деятельность играющих, дает возможность проверить знания по важным вопросам из жизни природы.

В одних случаях викторину проводят для «разминки», чтобы выявить силы соревнующихся команд или их представителей. В других случаях – как подведение итогов изучения курса биологии или проведенной работы, например на Празднике урожая, на Празднике птиц, на читательской конференции и т.д.

Построение вопросов викторины зависит от аудитории. Если, например, проводится общешкольное мероприятие, то вопросы можно подбирать такие, чтобы ответы на них были краткие, например: «Какая разновидность капусты является однолетним растением?» (Цветная капуста). В некоторых вопросах можно давать более широкие сведения о растениях и животных, например: «В реках Южной Америки живут хищные рыбы, которые стаями нападают на скот во время водопоя. Своими острыми зубами они впиваются в ноги животного. От боли животное падает, и рыбы с молниеносной быстротой начинают его пожирать. Как называются эти хищные рыбы?» (Пираньи).

В последнем случае интересные сведения нацеливают учащихся не только на ответ, но и лучшее запоминание названия хищной рыбы, если дети впервые о ней слышат.

Если проводится викторина среди небольшого количества учащихся, то можно ставить вопросы, требующие более распространенного ответа. Например, на вопрос, почему в большую жару собака выставляет язык, ответ не будет однословным. Он требует более полного объяснения. Учащиеся должны ответить, что потовые железы у собак расположены на подушечках пальцев, а не по всему телу. Поэтому в большую жару собака высовывает язык, что способствует значительному испарению слюны. А это в свою очередь понижает температуру тела. Подобные вопросы можно ставить при проведении занятий с кружком юннатов или при организации биологических олимпиад и т.д.

В школьной практике часто проводятся викторины по рисункам. Например, дается изображение гиены и предлагаются вопросы: что это за животное? Где оно обитает? Желательно давать несколько рисунков или засушенных растений с предложением назвать их или рассказать о местах их обитания и т.д.

Для среднего возраста можно рекомендовать викторины-загадки, которые метко характеризуют или рисуют в общих чертах растение или животное. Кто не сможет дать ответ, будет стараться запомнить ответы товарищей.

В одном случае вопрос может быть широким, а ответ односложным, то в другом случае вопросы очень краткие, но ответа требуют распространенного. Здесь нельзя отдать предпочтение какому-нибудь одному типу построения викторин. Все они могут быть полезны, если проводить их с учетом возраста учащихся и степени их подготовленности. Если для ответов на вопросы нужна специальная подготовка, то их следует заблаговременно вывесить на видном месте. Тогда учащиеся смогут найти литературу, где есть описание нужного им объекта или ответ на поставленный вопрос. Но можно подобрать и такие вопросы, которые требуют смекалки, рассуждения или сравнения.

С большим интересом, особенно учащиеся среднего школьного возраста, проводят игру в "угадайку", для которой составляются или подбираются тематические викторины-загадки.

Для небольшой аудитории или в индивидуальном порядке можно предлагать викторины-рисунки, например:

Что вы знаете об этом растении? Как оно называется и где встречается?

(Ответ:

Дерево с таким бутылкообразным, толщиной в несколько метров, стволом называется каваниллезия. Пористая, наполненная влагой древесина таких стволов способствует тому, что эти растения переносят засуху на протяжении четырех и более месяцев. Растет каваниллезия на Бразильском нагорье, а также в Австралии.)