Введение.

Важная задача школы – воспитать у учащихся сознательное отношение к труду, развить необходимые практические умения и навыки, стремление к самостоятельному овладению знаниями, интерес к исследовательской деятельности и пр.

Большое значение в формировании всесторонне развитой личности имеют школьные биологические дисциплины.

В развитии интереса учащихся к биологии значительное место отводится внеклассным занятиям, которые проводит каждый учитель биологии. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников.

Развитие интереса – это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи.

Известно, что интересы учащихся очень разнообразны. Они зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от влияния внешних факторов (школы, семьи, товарищей, радио, телевидения и т.д.). Интересы могут различаться не только по характеру, но и по длительности, интенсивности, стойкости и направленности. Нередко интерес приобретает характер склонности.

Этому часто способствуют внеклассные занятия, особенно если они побуждают учащихся к творческому поиску, к практическому применению приобретенных знаний (например, при проведении опытов в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке, при проведении фенологических наблюдений и т.д.), к чтению научно-популярной литературы по биологии.

Как же пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении и приумножении? Как привить с раннего детства бережное отношение к природе, к ее огромному и очень ранимому растительному и животному миру?

Этому в большей мере способствуют нетрадиционные формы обучения (различные праздники, тематические вечера, ролевые игры, викторины и т.п.), позволяющие повысить навыки самообразования, практические умения учащихся, расширить их кругозор.

Развитию внешних чувств придавали большое значение крупные методисты прошлого и в нашей русской школе. По поводу этого известный методист А.Я. Герд писал: «Много людей со здоровыми органами чувств, но не воспользовавшихся ими не только для своего всестороннего и полного развития, но и для получения о внешнем мире ясного, отчетливого, образного представления. А возможна ли без такого представления и успешная деятельность во внешнем мире? Человек с тонкими внешними чувствами имеет громадные преимущества в сравнении с человеком с чувствами неизощренными. Он несравненно проницательней и находчивее, глубже вникает во все, а потому и работает основательнее: из всего извлекает большую пользу, находит интерес и принимает живое участие там, где другой остается совершенно равнодушным».

Играя, отвечая на вопросы викторин, решая головоломки, ребусы, кроссворды, чайнворды, криптограммы, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и научатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запомнят названия растений и животных.