Заключение.

1. Рассмотрев понятие стиля в разных видах искусств, более под­робно мы остановились на его трактовке в музыке. Проанализировав тол­кование музыкального стиля у разных музыковедов, мы убедились в слож­ности и неоднозначности этого термина. Наиболее обещающим характером обладает подход к стилю, как к историческому явлению.

С этих позиции принято говорить о так называемых историко-худо­жественных стилях, один из которых - импрессионизм.

2. Пытаясь выявить сущность мы выделяем следующие его особенности: а) использование композиторами гармонии как звуковой краски.

б) уход гармонии на второй план

в) прихотливость ритмики.

Проверяя сравнительную характеристику композиторских стилей К.Де­бюсси и М.Равеля мы выделили следующие общие качества их музыки:

а) соприкосновение образного содержания

б) тяготение к програмности, живописности

в) преобладание колористической трактовки большинства музыкально-выра­зительных средств.

3. Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси ("Детскии уго­лок") и М.Равеля ("Моя матушка-гусыня) показал что именно с этих сочи­нении желательно начинать знакомство школьников с музыкой импрессио­нистов, поскольку будучи достаточно яркими, они в то же время доступны детям по своему музыкальному языку. Некоторые моменты музыкально-тео­ритического разбора могут быть интересно использованы на уроках музыки.

4. Проанализировав программы с точки зрения использования в них музыки импрессионистов, мы предлагаем их несколько дополнить:

а) расширить круг произведении К.Дебюсси и М.Равеля, изучаемых в шко­ле, так как на наш взгляд, учащимся необходимо дать более четкое представление о таком важном явлении в искусстве как импрессионизм.

б) начать знакомство детей с импрессионизмом на примерах детской фор-

тепианной музыки К.Дебюсси и М.Равеля.

в) систематически обращаться к сочинениям этих авторов с целью форми­рования целостного представления о стиле.

5. В результате опытной работы мы пришли к выводу, что музыка К.Дебюсси и М.Равеля, в предложенных нами произведениях, интересна де­тям. Сложный музыкальный язык этих композиторов не стал барьером для них, т.к. круг образов детских фортепианных произведении тесно сопри­касается с внутренним миром детей, вызывает у них желание сопереживать и размышлять.

В ходе опытной работы были показаны следующие результаты: из об­щего количества учащихся (100%), 65% детей определили на слух авторов и названия прозвучавших произведении, остальные ученики выполнили за­дание не полностью, отрицательный результат отсутствует.

Гипотеза о том, что представления о стиле музыкального импрессио­низма у школьников средних классов формируется в процессе постепенного приобщения к этому искусству, нашла подтверждение в результате опытной работы.