Организация и методики исследования.

В инструкции детям предлагалось закончить предложения.

Стимульный материал: 1. Больше всего на уроках музыки

мне нравится .

2. Иногда на уроках музыки мне не

нравится .

3. Мне бы хотелось на уроках

музыки .

Обработка. Проводился качественно-количественный анализ.

1. На качественном уровне анализировалось содержание и реализация видов, форм, методов работы, оказывающих влияние на отношение детей к тому или иному виду музыкальной деятельности.

2. На количественном уровне подсчитывалась частота предпочитаемых и “непопулярных” видов и форм деятельности на уроках музыки.

б)

Рейтинговая оценка предметов.

По шкале от 1 до 10 баллов ребятам было предложено оценить следующие предметы: русский язык, математика, физкультура, чтение, музыка,

естествознание, ритмика, труд, ИЗО, этикет, география.

1 балл - самая низкая оценка;

10 баллов - самая высокая оценка.

Обработка. Количественный подсчет баллов по каждому предмету.

Бланк рейтинговой оценки дан в приложении 4.

4.

На изучаемом классе работает учитель музыки со стажем 2,5 года. Основное направление работы: уроки музыки.

а)

Для изучения педагогической компетентности учителя использовался тест-опросник оценки социально-коммуникативной компетентности

, состоящий из 133-х вопросов, который включает в себя 6 факторов:

СКН

социально-коммуникативная неуклюжесть (29 вопросов);

НН

нетерпеливость к неопределенности (21 вопрос);

К

чрезмерное стремление к конформности (15 вопросов);

ССР

повышенное стремление к статусному росту (20 вопросов);

ИН

ориентация на избегание неудач (28 вопросов);

ФН

фрустрационная нетолерантность (20 вопросов).

Текст теста-опросника дан в приложении 5, матрица данных - в приложении 3.

б)

Методика Фландерса.

Цель: изучить особенности вербальной и невербальной коммуникации учителя. Выделить паттерны в педагогическом взаимодействии.

Ход работы с методикой: 1)видеозапись 3-х уроков музыки;

2)работа с видеозаписью: выделение паттерна и его регистрация на бланке в виде:

1 паттерн=1палочка.

Стимульный материал (10 категорий):

1.

Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере;

2.

Одобряет действия или поведение ученика;

3.

Развивает идеи, предложенные учеником;

4.

Задает вопросы, основанные на своих идеях с намерением получить ответ от ученика;

5.

Объяснение, развитие собственных идей;

6.

Команды, указания, которые должен выполнить ученик;

7.

Критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, апелляция к авторитету ученика;

8.

Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей ограничена;

9.

Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей;

10.

Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникаций во время которых непонятен наблюдателю.

Обработка результатов: 1) количественная: подсчет выделенных (зарегистрированных) паттернов в виде: .

2) качественная: анализ соотношения вербальных и невербальных компонентов в педагогическом общении; а также соотношение категорий между собой.

Протокол 3-х уроков музыки по методике Фландерса дан в приложении 6.

Перейти на страницу: 1 2