Теоретические представления о механизме нарушения центральной регуляции  речевой  функции при заикании.

Судорожные  проявления (заикание) в  двигательном компоненте экспрессивной речи возникающие, как правило, в детском возрасте, свидетельствуют о том,  что  в период становления  функциональной структуры речи ее связи  избирательно непрочны по сравнению с другими функциональными системами, которые уже оформились  функционально и структурно.

При возникновении заикания  у ребенка  до появления запинок  в речи  уже формируются, но еще не автоматизируются  артикуляторно-дыхательные механизмы речеобразования. Вероятно, вследствие различных вредностей (наиболее частая причина – эмоциональный стресс) происходит  изменение взаимоотношений различных уровней функциональной системы речи, ведущей к рассогласованию их деятельности и к подаче  извращенного сигнала к действию на артикуляторные мышцы, внешним проявлением  чего  является заикание.

Согласно этому представлению, запинки в речи, благодаря обратной афферентации (кинестетической  и слуховой), сообщающей  действительные параметры результата действия, с возрастом  перестраивают всю  функциональную систему  экспрессивной речи:  возбуждается  система  ориентировочного рефлекса, посылаются  дополнительные импульсы к моторным  центрам  речи, непосредственно не связанные  с речевой  деятельностью. Клиническим выражением этих процессов являются сопутствующие  речи движения  мимической и скелетной  мускулатуры. Постепенно формируются  патологически усиленные  обстановочные афферентации.

В возникновении заикания первостепенную роль играют на­рушенные взаимоотношения нервных процессов (перенапряжение их силы и подвижности) в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий может быть обус­ловлен, с одной стороны, состоянием нервной системы, ее предрасположенностью к отклонениям от нормы. С другой стороны, нервный срыв может быть обусловлен неблагоприятными экзогенными факторами. Отражением нервного срыва является расстройство особо уязвимой и ранимой у ребенка области вы­сшей нервной деятельности — речи, что проявляется в наруше­нии координации речевых движений с явлениями аритмии и судорожности. Нарушение корковой деятельности в данном случае является пер­вичным

и приводит к извращению индукционных отношений между корой и подкоркой и нарушению тех условно рефлекторных меха­низмов, которые регулируют деятельность подкорковых образо­ваний. В силу создавшихся условий, при которых нормальная регуляция коры нарушается, имеют место отрицательные сдви­ги в деятельности стриопаллидарной системы. Ее роль в меха­низме заикания достаточно важна, поскольку в норме эта систе­ма ответственна за темп и ритм дыхания, тонус артикуляторных мышц. Заикание возникает не при органических изменениях стриопаллидума, а при динамических отклонениях его функций.

Эти взгляды отражают понимание механизма невротического заика­ния как своеобразного нарушения корково-подкорковых отноше­ний.

Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического раз­вития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль и пр.

У взрослых  заикающихся  появляются отрицательные  эмоции под влиянием  как реальных, так и ожидаемых  и представляемых  трудных речевых реакций. У них возникают  эмоциональное напряжение,  вегетативные нарушения, логофобия и связанное  с этими  явлениями вторичное  ухудшение экспрессивной речи. Клинически это больные, страдающие  заиканием на фоне  невротических расстройств, а само речевое  нарушение  можно квалифицировать как  невротическое заикание

.[15]