Социальная педагогика

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Как результат этого растет преступность среди подростков и молодежи, становятся социальной проблемой детский алкоголизм, проституция, наркомания.

В связи с этим повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.
В 1991 г. в России был официально введен институт социальной педагогики. Понятие «социальный педагог» стало привычным и вошло в теоретические изыскания ученых и педагогическую практику.
Объект деятельности социального педагога - дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. К этой категории относятся дети с интеллектуальными, педагогическими, психологическими, социальными отклонениями от нормы, возникшими как следствие дефицита полноценного социального воспитания, а также довольно большое количество детей, имеющих физические, психические или интеллектуальные нарушения развития (слепые, глухонемые, больные детским церебральным параличом – ДЦП умственно отсталые и др.). Все эти дети требуют особой заботы общества.
Цель деятельности социального педагога - создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Основные направления деятельности социального педагога: • защита провозглашенных Конвенцией ООН прав ребенка на жизнь и здоровое развитие, на образование и
свободное выражение своих взглядов, на защиту от любого вида дискриминации и др.;
• участие в разработке и реализации социальных проектов и программ, частных инициатив, содействующих полноценному развитию ребенка.
Многообразие функций 'деятельности социального педагога обусловливает и многообразие ее средств. Основные функции социального педагога:
• образовательно-воспитательная функция (обеспечение целенаправленного педагогического влияния социального педагога на поведение и деятельность);
• диагностическая функция (постановка «социального диагноза»): проведение изучения личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;
• прогностическая и экспертная функции (проектирование развития личности ребенка, групп детей; разработка программ, социально-педагогического развития микрорайона, учреждения, его социально-педагогических структур; экспертиза аналогичных документов и материалов);
• организационно-коммуникативная функция (включение классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей, психологов, населения микрорайона в социально-педагогическую работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты);
• охранно-защитная функция (использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога);
• социально-компенсаторная функция (разработка и реализация комплекса мер, способствующих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личностно-семейных обстоятельств);
• посредническая функция (осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением, ближайшим окружением).