Учебно-воспитательный процесс как система педагогического взаимодействия

Традиционно, воспитание рассматривается как процесс формирования у учащихся гражданских, нравственных, психологических и физических качеств, обучение стереотипам поведения, в соответствии с предъявляемыми обществом обычаями и требованиями.

В узком смысле – это деятельность, связанная с формированием социально значимых качеств личности, активной жизненной позиции.

В широком – это целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся.

Таким образом, воспитание в современных условиях развития общества – это способ педагогического управления развития личности.

Ключевой фигурой в воспитательной работе является – классный руководитель. Именно он осуществляет наиболее тесное взаимодействие в блоках “педагог – педагоги”, “педагог – родители”, “педагог – учащиеся”

Активное взаимодействие всех участников образовательного процесса необходимо для успешного протекания вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка.

Блок “Педагог (классный руководитель) - педагоги”

Успешность воспитательного процесса в школе зависит от сотрудничества классного руководителя с:

Администрацией школы; Педагогами-предметниками, работающими в классе; Психологом школы;
Социальным педагогом;
Старшей вожатой;
Педагогами дополнительного образования; Школьным библиотекарем.

Взаимодействие классного руководителя с администрацией школы, происходит через проверку дневников, контроль за ведением классного журнала (инструктажи по ТБ, учет пропусков уроков, занятость во внеурочное время и др.), собеседование, оказание методической помощи, проведение семинаров.

Взаимодействие с учителями-предметниками, работающими в классе. Все классные руководители знают, что успех работы, прежде всего, зависит от согласованной деятельности всех педагогов, т.к. такое взаимодействие решает очень важные воспитательные задачи. Оно необходимо для:

Помощи в работе по развитию познавательных интересов; Содействия при контакте с родителями учащихся; Содействия индивидуальному подходу к учащемуся в процессе обучения;

При взаимодействии с учителями-предметниками классные руководители используют следующие формы работы:

Посещение уроков учителей-предметников с целью наблюдения за организованностью учащихся на уроке (основная форма взаимодействия); Отслеживание выполнения классом контрольных работ; Организация малых педсоветов; Координация воздействия учителя класса на отдельных учащихся и на класс в целом; Приглашение учителей, работающих в классе, на родительские собрания (успеваемость, поведение); Приглашение учителей, работающих в классе, на индивидуальные беседы с учащимися; Участие в организации и проведении познавательных конкурсов, олимпиад, предметных недель.

Взаимодействие с психологом школы. Классные руководители школы в своей работе используют помощь школьного психолога. Традиционно применяются следующие направления в работе психолога:

Психологическое просвещение (выступление на педсоветах, родительских собраниях, классных часах); Психологическая диагностика (индивидуальные личностные особенности учащихся); Психологическая коррекция (решение проблем обучения, поведения, психологического самочувствия, разрешение конфликтных ситуаций между учениками, учителями и учениками, работающими в классе, индивидуальная и групповая работа с классом и родителями (психологические тренинги); Консультативная деятельность (оказание психологической помощи в вопросах развития и воспитания).

Взаимодействие с социальным педагогом. Социальный педагог – помощник классного руководителя в решении социальных проблем учащихся.

Работа классных руководителей с социальным педагогом ведется по следующим направлениям:

Профилактика правонарушений (организация встреч с органами правопорядка на классных часах, встречи с врачами ЦРБ); Работа с опекаемыми детьми (социальные гарантии); Профилактика пропусков уроков без уважительных причин; Работа с семьей (посещение квартир детей “группы риска); Связь с социумом (КДН, ПДН, библиотеки города, ДТЮ, спортивная школа).

Взаимодействие со старшей вожатой

Основная функция старшей вожатой заключается в проведении разнообразных внеурочных мероприятий в школе. Задача классного руководителя – обеспечить совместную деятельность классного коллектива и вожатой в организации, подготовке и проведении общешкольного мероприятия.

Взаимодействие с педагогами дополнительного образования

Большинство происшествий происходит с учащимися во внеурочное время. Формы работы, используемые классными руководителями с педагогами дополнительного образования:

Вовлечение учащихся в кружки по интересам (реклама кружков, встреча с руководителями, экскурсия в учреждения ДО); Посещение кружков, в которых занимаются учащиеся класса; Встреча с руководителями кружков; Приглашение на классные часы.

Взаимодействие со школьным библиотекарем

Большое значение в воспитательной работе с классом имеет школьная библиотека. С помощью библиотеки успешно развивается познавательная активность учащихся, интерес к учению, и, конечно же, любовь к книге.

Формы сотрудничества библиотекаря и классного руководителя, используемые в школе:

Тематические беседы;
Беседы по произведениям различных писателей; Экскурсии;
Викторины;
Книжные выставки;
Библиотечные уроки;
Библиотечные классные часы.

Наиболее активно используют систему взаимодействия с библиотекарем учителя начальной школы. Совсем мало старшие классы.

Блок “Педагог – родители”

Воспитательная работа в школе никогда не будет достаточно содержательной и эффективной, если активного участия в ней не будут принимать родители, которые являются полноправными субъектами организации воспитательного процесса в школе.

Для многих классных руководителей проблема отношения с родителями самая сложная. Чаще всего классные руководители выражают недовольство:

нежеланием родителей выполнять свои обязанности; низким уровнем семейного воспитания; несоответствие требований родителей возможностям их детей; пренебрежительное отношение родителей к педагогам школы.

Чтобы добиться взаимопонимания с родителями и эффективности воспитательного процесса необходимо правильно построить взаимоотношения педагогов и родителей. Успешное взаимодействие в блоке “учитель – родитель” зависит от того, какой стиль работы выбирает классный руководитель. Наиболее продуктивны два варианта:

классный руководитель-педагог-консультант, который всегда готов помочь решить самые сложные проблемы;
классный руководитель-друг родителей, он вместе с ними пытается решить все возникающие в классе проблемы.

В воспитании школьника очень важно, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству.

В своей работе классные руководители применяют следующие формы работы с родителями:

Родительское собрание (1 раз в четверть); Индивидуальные беседы (по мере необходимости); Консультации по вопросам воспитания и обучения(по мере необходимости); Работа родительского комитета Посещение семей (по мере необходимости) Организация досуговой деятельности (походы, поездки, классные вечера, экскурсии)

Блок “Педагог – ученики”

Совместная деятельность классного руководителя с учащимися также направлена на достижения основной цели воспитания школы: содействовать развитию неповторяемой индивидуальности учащихся посредством обеспечения и поддержки процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности.

В соответствии с целью воспитания, своими функциональными обязанностями классными руководителями выбраны следующие формы работы с обучающимися:

Индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.).

Групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.): Коллективные (беседы, встречи, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).